Welcome Guest (Log In | Register)


Вернуться   Форум Anton Ski School > Тест-центр Anton Ski School > Выбор лыж для фрирайда, все об этом :)


Ответ
Rocker revolution у нашому селі 
Опции темы Опции просмотра
Старый 22.11.2012, 10:18   Post #1
natali
Administrator
 
Аватар для natali
 
Регистрация: 07.10.2008
Адрес: Киев
Сообщений: 79

Снаряга: Salomon Foil
По умолчанию Rocker revolution у нашому селі

Intro

В прошлом году, в январе, в Шамони, со мной случился самый большой грех, который может совершить горнолыжный инструктор и гид, ведущий группу по сложному и опасному склону: я напрочь забыл о своих подопечных. На целую минуту. Когда быстрое едешь на лыжах – это много… Дело было на Гран-Монте, так называется один из тамошних регионов катания. Мы третий день гонялись за целиной - огромный снегопад прошел как раз накануне нашего приезда. Но в Шаме, столице мирового фрирайда, за целиной гоняют все, и везде, куда добраться легко, все уже было разъезжено. Мы спустились к подножию одной из трасс. Зона «цивильного» катания на открытых плато здесь кончается, ниже идет крутой, густо заросший лесом и утыканный скалами полутора-километровый сброс в долину. Туда мало кто ездит, вниз вело лишь несколько следов. И там, среди елок, громоздились двухметровые сугробы нашего вожделенного, нетронутого пухляка.
Я был на лыжах Icelantic Keeper, широких «лопатах» с талией 119 мм, традиционный кембер под стопой, небольшой рокер в носке и пятке. Я сделал пару поворотов – и словно опьянел. От восторга. Мне показалось, что лыжи подо мной просто взорвались. Они совершенно не тонули в глубоком и мягком снегу. Их можно было крутить, как подшипник на палочке, закладывать в немыслимые виражи, разгонять, проскакивая между стволами – и мгновенно тормозить боковым скольжением в нескольких сантиметрах перед препятствием. Никаких привычных движений из «классической» техники езды по целине. Никакого страха «поймать» внешний кант и улететь головой вниз на сорокаградусном склоне. Я еще никогда не позволял себе так быстро ехать среди густых деревьев на таком крутяке. Это было чувство невероятной свободы и вседозволенности. А лыжи, казалось, все просили: ну еще, еще, еще! Я опомнился, когда группа осталась далеко позади и затерялась за деревьями. Я схватился за рацию: ребята, я прямо под вами, едьте ко мне, здесь – супер!!!» Таков был мой первый опыт езды в целине на лыжах с двойным рокером…

Рокер, кембер и т.д.

Рокер, кембер, кембер, рокер – в любой компании лыжников, увлекающихся внетрассовым катанием, эти словечки звучат, не переставая. Революция в мире широких лыж, о которой столько спорили целое десятилетие, свершилась – и с традиционным запозданием, наконец докатилась до нас. На стеллажах лыжных магазинов глазу озадаченных покупателей открывается загадочная картинка, на которой – множество лыж самой причудливой и необычной формы и геометрии. Носки и пятки торчат вверх, словно это брак или лыжи погнули, во что-то воткнувшись. В былые времена, погнув добрую лыжу, мы долго сокрушались, пытались выгнуть обратно, а потом выбрасывали. Судя по ценникам на современных лыжах с обратным прогибом-рокером, мы были сильно неправы… К чему все это, как работает, какие преимущества дает, и как выбрать то, что подходит именно тебе?
Чтобы разобраться с новыми лыжами, давайте сначала разберемся с терминами, которые применяются для описания их характеристик.

Кембер. От английского camber – «прогиб». Как и понятие из другой области, бывает традиционный и нетрадиционный .
Традиционный кембер мы видим в традиционной лыже. Она лежит на снегу, как арка или рессора, соприкасаясь с поверхностью двумя точками там, где лыжа имеет максимальную ширину в носке и пятке. Ботинок на лыжу устанавливается так, чтобы его середина была там, где арка лыжи имеет максимальную высоту.
Картинка 1традиционный кембер
Реверс-кембер (или обратный прогиб) Термин изобрел Шейн МакКонки, великий лыжник, экстремал и новатор. Он же изобрел и саму лыжу с обратным прогибом, специализированный агрегат для езды в целине. Разжег, так сказать, искру, из которой разгорелось пламя мировой рокер-революции. Шейн первым додумался, что лыжи с традиционным прогибом стремятся «нырнуть» в целине, потому что концы их арки-кембера направлены вниз и давят на снег в контактных точках. Чтобы лыжа «плавала», как лодка, надо перевернуть арку! В 2001 году МакКонки, вместе с инженером Питером Тернером создали «Volant Spatula», невиданную «лыжу-наоборот», плавной дугой выгнутую вверх по всей длине – реверс-кембер. И прокатился на ней так, как никто и никогда до него…

Боковой вырез и радиус поворота
Лыжа традиционной формы расширяется к носку и пятке и самое узкое место у нее – в середине. Бок лыжи образует ровную дугу с определенным радиусом – это и есть боковой вырез или sidecut. Поставленная на бок, на кант, лыжа касается поверхности в двух местах, где она шире всего – это контактные точки канта, «резцы» лыжи. Во время езды на кантах лыжа «вгрызается» в склон своими контактными точками, выгибается под давлением веса лыжника и центробежной силы - и карвит, то есть, вырезает дугу на снегу, как циркуль на бумаге. Радиус этой дуги задан боковым вырезом и называется радиусом поворота лыжи.
Боковой вырез у внетрассовых лыж может быть очень разным. Знаменитая «Spatula» МакКонки потрясла всех не только обратным прогибом, но формой. Она была похожа на банан, расширялась к середине, и сужалась к концам, точно повторяя форму водной лыжи. Благодаря Шейну до всех дошло, что глубокий и рыхлый снег на скорости ведет себя именно как вода. Теперь в линейках многих брендов есть узкоспециализированные модели с обратным боковым вырезом - для езды в самой глубокой и бездонной целине.

Рокер
По-английски rocker – это кресло-качалка. Наличие рокера у лыжи означает, что ее нос (а может и пятка) начинают отгибаться вверх прежде, чем боковой вырез доходит до самого . широкого места. Словечко позаимствовали из мира обуви, где рокером называют полукруглую форму жесткой подошвы альпинистского ботинка. Вместо слова рокер часто говорят выражение early rise – ранний подъем. Обычно этот термин употребляют, когда рокер небольшой и когда он только спереди. Рокер помогает лыже всплывать, делает ее более верткой и маневренной в целине.
«Spatula» МакКонки с обратным прогибом и боковым вырезом идеально работала в мягком и глубоком снегу, но плохо держалась на твердой поверхности укатанных трасс. Лыжи с традиционным боковым вырезом хороши на трассе, но плохи в целине. Поскольку в реальной жизни на одной и той же лыже приходится кататься и по мягкому, и по твердому, есть острая потребность иметь нечто универсальное. В 2005-6 годах сразу несколько фирм – K2, Armada и DPS независимо друг от друга разработали комбинированные модели, сочетающие полный рокер – то есть, рокер в носке и в хвосте лыжи - с традиционным боковым вырезом и традиционным кембером. Такие лыжи умеют уверенно карвить по трассе и при этом очень эффективны в целине. С легкой руки американской фирмы Moment такую форму лыжи, с задранными концами и прогибом в середине, прозвали усатым рокером. Столь наглядная ассоциация всем понравилась и прижилась.

Rockerline
Рокеры могут быть разной высоты и глубины, это определяет поведение и свойства лыжи. Измеряют их в миллиметрах и указывают в «техпаспорте». Например, «носовой рокер 75/300 мм» означает, что когда лыжа лежит на твердой и гладкой поверхности (скажем, на полу), то ее носок поднимается над полом на 75 мм, а загиб носка имеет длину 300 мм, от кончика до места, где лыжа соприкасается с полом, то есть, до контактной точки. Длина средней части лыжи, между контактными точками, называется «рабочая длина канта». Эта величина очень существенна, поскольку определяет истинную «длину» лыжи с рокером, когда она едет на кантах по твердой поверхности. Скажем, на трассе лыжа длиной 190 см с двумя большими рокерами спереди и сзади может на трассе ощущаться как более «короткая» и менее устойчивая, по сравнению с лыжей 180 мм, но без заднего рокера и, соответственно, с большей рабочей длиной канта.

Рокеры носатые, полные и усатые – кому какой?

Рокер-революция победила окончательно и бесповоротно. Пора ахов, удивлений и сомнений позади. Настало время выбирать из богатого арсенала современных лыж «оружие» по вкусу, уровню и предполагаемому пути развития.
На данный момент все лыжи, оснащенные рокерами, отчетливо разделились на три основные группы.

1 Скоростные лыжи с передним рокером.
Передний – «носатый» рокер оказался полезен не только для того, чтобы лыжа лучше всплывала в целине. Выяснилось, что лыжи, передняя часть которых начинает загибаться вверх раньше контактной точки, легче и мягче входят в поворот и гораздо меньше страдают от ударов о различные мелкие неровности рельефа. Это открытие привело к тому, что рокеры стали появляться на носах чисто-трассовых лыж. И даже профессиональных гоночных. Несколько лет назад швейцарка выиграла Кубок Мира по супер-гиганту на лыжах Stockli с передним рокером. Теперь такие делает и Rossignol и Dynastar. Фирма Moment пишет в аннотации к женским трассовым карверам «Hot Mess»: «небольшой передний рокер у этой сильной и уверенной в себе леди превращает послеобеденное катание из вышибающего коленки кошмара – в чистое удовольствие». Это правда.
Что касается нас, фрирайдеров, то лыжу с передним рокером, традиционным кембером и боковым вырезом следует выбирать тем, кто в душе гонщик, а не трюкач. Такие лыжи называют еще дирекционными, направленными. Еще их называют charger – заряженные, атакующие. Вы предпочитаете ездить по горе носками вперед. Личное достижение для вас – не сальто со скалки, а показания скорости проезда на вашем GPS. При первой же возможности вы закладывете длинную дугу. Вам нужна устойчивость на кантах, хорошая отдача при входе в поворот, способность лыжи демпфировать неровности на большом ходу. Классный чарджер все это обеспечивает, плюс маневренность и «всплываемость». Например, на знаменитых лыжах Moment Belafonte с шириной талии 107 мм можно гнать на любых ходах хоть по ледяным торосам – ощущение, что под стопой у вас бронеплита, и при этом их очень легко крутить в узких местах и скакать по сугробам метровой глубины среди елок.

2 Полный… рокер))
Детище Шейна МакКонки, лыжа с реверс-кембером для суперкаталки в суперцелине, на сегодняшний день сильно усовершенствовано. Прогиба у нее нет вовсе, лыжи плоские и, если составить пару скользяк к скользяку, плотно прилегают друг к дружке в центральной части в зоне креплений. Дальше идут длинные рокера, и спереди, и сзади. Загиб может быть выше или ниже, как и жесткость. Ширина – максимальная, случаются «талии» по 130 мм и шире. Ботинок ставится на (или почти на) геометрическую середину лыжи, и на ней с равным успехом можно ехать что передом, что задом наперед. Как и приземляться после прыжков с фигурами и без… Это снаряд для ньюскулера-каскадера - и для тех, кто хочет выловить максимальный кайф от катания в целине и вообще в мягком снегу. Ибо никакая другая форма лыж из существующих не даст вам такой свободы, маневренности и легкости движения в пухляке, как реверс-кембер. При этом полные рокеры стали вполне универсальны и достойно ездят по всей горе (allmountain), в том числе и по трассам. Например, лыжи Icelantic the Gypsy, 152-125- 137, реверс-кембер+традиционный боковой вырез, в буквальном смысле вскружили головы всем без исключения тренерам нашей школы фрирайда Anton Ski School в прошлом сезоне. Удивительные лыжи-моржи, могучие, внешне массивные – и невероятно ловкие и проворные в своей родной стихии, глубоком снегу. Оказалось, что они еще и отлично фан-карвят на гладкой трассе. В глубоком вираже рабочей становится вся длина канта от носка до пятки, вы едете, как на рельсах. Единственное «но» - подобные лыжи доставляют неудобства на неровной, леденистой поверхности, например, весной, когда все – в замерзших комках. Кембера нет, все удары отдают в стопу. Это не означает, что по такому на них не проедешь – просто надо ездить аккуратно, ограничивая скорость. За удовольствия всегда приходится платить…

3 «Усатые» рокеры.
На все руки (ноги)  мастера. Такую игрушку изобрели ребята с Armada в 2006 году, создав свою легендарную JJ, самую знаменитую лыжу такого плана в мире. Два рокера дают огромную всплываемость и маневренность в мягком снегу, традиционный кембер посредине и боковой вырез позволяют без проблем нарезать дуги и уверенно двигаться на скорости по любому снегу. Armada JJ, с ее уникальной формой, изменила правила игры в мире лыж для фрирайда, и все фирмы увлеченно принялись разрабатывать, дорабатывать и перерабатывать по-своему находку коллег-конкуретов. Такие лыжи сочетают в себе игривость полных рокеров и скоростную выносливость и вездеходность рокеров «носатых». Параметры моделей: рабочая длина канта, высота кембера, загиб, длина и жесткость рокеров могут сильно отличаться. Тут царит полная алхимия, все делается по вкусу, таланту и пониманию задач у разных мастеров и райдеров, которые на равных участвуют в создании лыж, творя их «под себя». Глядя на стиль езды того или иного героя из пантеона богов фрирайда, можно смело предполагать, какой характер будет у его именной лыжи. Говоря в общем, чем мягче лыжи, чем меньше у них кембер и рабочая длина канта – тем они игривей, «ньюскульней». Если наоборот, жестче, больше кембера и канта, то лыжа лучше держит скорость и лучше работает на сложном рельефе. Главным достоинством таких моделей является их универсальность. Об авторском «усаче» Джоша Бибби с фирмы Moment , Bibby Pro, пишут, что их автор «вероятно, продал душу дьяволу и однажды тот придет за ней, потому что невозможно создать лыжу, которая так хорошо может делать так много разных вещей». Действительно, Bibby Pro позволяет исполнять неограниченной сложности трюки на рельефе – и мчать, не боясь потерять контроль на скорости, как на «чарджере».

PS Dirty mastache rocker
…Развитие лыж для фрирайда продолжается ускоренными темпами. Фантазия мастеров приносит все новые и великолепные результаты. В этом сезоне те же Moment выпустили лыжи невиданной ранее формы, которую прозвали в своем дерзком стиле: «dirty mustache rocker» - «грязный усатый рокер». Лыжа имеет три (!) кембера и два рокера. То есть, это плоский полный рокер средней жесткости и ширины, 113 мм в талии, очень быстрый, верткий, легкий на ноге и плавучий. Под стопой у него очень маленький, почти незаметный прогиб метровой длины, за которым – еще две короткие и более высокие «арочки» за передним и задним креплением. Таким образом, вместо двух точек контакта канта лыжа имеет четыре и, соответственно, имеет не два «зуба», чтобы вгрызаться в склон, а целых четыре. Кемберные участки добавляют лыже энергии и отдачи при езде дугами. Лыжа остается суперманевренным полным рокером – и при этом имеет хватку кантов и другие свойства хорошего карвера. Enjoy your freedom, друзья!

Антон Яковина, тренер школы фрирайда Anton Ski School, Украина, для журнала Apreski
natali вне форума   Поделиться в Facebook Поделиться в Google+ Ответить с цитированием
Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Сегодня: 18.08.2017. Текущее время: 22:11. Часовой пояс GMT +2.


Flag Counter

Яндекс.Метрика
Powered by vBulletin® Version 3.8.6 Перевод: zCarot
Copyright © 2006-2017 Anton Ski School. All rights reserved.