Лыжники vs сноубордисты

Мне 57 и последние 30 лет я работаю инструктором по горнолыжному спорту, а на лыжи стал лет в 7 или 8. Так что катаюсь, считай, всю жизнь. У меня папа большой альпинист, член сборной Советского Союза, поэтому я долгое время ходил в секцию: летом — альпинизм, зимой — лыжи. Тогда все было фрирайдом, трасс никаких не было, горы дикие. Поэтому то, что я стал хозяином школы фрирайда — более чем естественно.

Лыжники vs сноубордисты

Когда я начинал, бордов и в помине не было, но позже я пробовал на нем кататься — понравилось. Просто чтобы стать на него профессионально, нужно много времени, а я все время работаю. Я хорошо катаюсь на скейте и давно очень, как только они только появились, поэтому борд освоил легко и сейчас катаюсь как любитель. Если сравнивать лыжи и сноуборд, то я бы сказал, что начальная фаза обучения на борде проходит чуть-чуть быстрее и прогресс на начальной фазе чуть более заметен. Там меньше точек координации — у тебя только один снаряд, и ты на нем стоишь обеими ногами, в руках ничего нет. Но стать профессиональным сноубордистом намного сложнее, поэтому крутых бордистов в разы меньше, чем крутых лыжников. Сноуборд — это молодежное течение, привлекает «стилек»: широкие штаны, доски. Хотя лыжники-фрирайдеры сейчас тоже ездят в широких штанах, на широких лыжах.

Лыжники vs сноубордисты

Война между лыжниками и сноубордистами — это во многом маркетинговая история. Людям свойственна ксенофобия, самоутверждение, отрицание нового. Когда в Украине только появились сноубордисты, они были белыми воронами — держались обособленно, создавали свои сообщества. Соперничество есть и это нормально. Есть, конечно, штуки, которые раздражают лыжников, но это касается скорее сноубордистов-новичков. Им тяжело стоять на склоне, поэтому они садятся, а когда садится не один человек, а десяток — это уже не очень круто. Считается, что бордисты сильно счесывают склоны. Это правда, но лыжников это тоже касается.

Фрирайд отличается от трасс примерно так же, как земная поверхность от асфальта. Асфальт — это дороги. Хуже или лучше, но они одинаковые во всем мире. А вот на земле каждый квадратный метр отличается от соседнего, поэтому каждая поездка — это набор аттракционов. Фрирайдер — это человек, который в состоянии двигаться по любому рельефу, он может ориентироваться в горах и знает об опасности, потому что трасса — это по большому счету кусок города. Тут ты под контролем, среди людей. Но когда ты выходишь за флажки, то отправляешься в путешествие на свой страх и риск. Сотрудники на курортах, кстати, раньше могли и за жопу схватить — никто не хочет брать на себя ответственность. Но сейчас фрирайд — большой тренд и бизнес, поэтому на многих курортах уже начали обозначать трассы для фрирайда, облагородили их и обезопасили. Получается своеобразная игра во фрирайд. Но это не игра — ты уходишь в большие горы и должен это понимать. В качестве средства связи у всех должны быть рации. Мы пользуемся Motorola TLKR, иногда — китайскими Baofeng UV-5R, они радиолюбительские — нужно иметь позывной и знать, какие частоты использовать. Их не возьмешь за границу, а TLKR — легко и безопасно.

Лыжники vs сноубордисты

Что касается снаряжения, то его видов очень много. Но если говорить об основных — лыжах, креплениях и ботинках, то ботинки — самое главное и они могут в принципе не отличаться. Хотя сейчас есть модели с переключателем на ходьбу, что очень важно для фрирайдеров, потому что они много ходят — не туда заехал, возвращаешься. Еще фрирайдеры много времени проводят по пояс в снегу, поэтому ботинки должны быть очень теплыми и удобными.

В Украине катаюсь там, где находится наша школа — курорт Подобовец/Пилипец, недалеко от станции Воловец. Хребет Боржава, волопад Шипот, если слыхали. Это культовое место для фрирайдеров, Мекка. Правда, там нет пушек, поэтому гора часто страдает от отсутствия снега. Но место потрясающее. Второе любимое место — Драгобрат. Там подъемники начинаются на высоте 1200 метров (на Боржаве они как раз на этой отметке заканчиваются), поэтому снег есть всегда. Вместе с учениками школы часто ездим оттачивать мастерство за границу: Альпы, Татры, Кавказ. Для фрирайдера важно знать, куда ты людей ведешь, поэтому мы все изучаем: движемся по всем легендарным местам. Недавно, например, были в Шамони, во Франции. Это родина альпийских горных лыж, там все очень хорошо катаются. Более дешевое место и хороший ориентир для Драгобрата — Ясна в Словакии. Это хороший пример того, как за относительно небольшие деньги горы можно превратить в курорт мирового уровня. Там даже чемпионаты мира по фрирайду проводят, потому что очень богатое внетрассовое катание: леса, хребты, скалы, поля.

Лыжники vs сноубордисты

В Австрии есть легендарное место Санкт-Антон, мы его недавно для себя открыли. Это хорошее, но не самое популярное место, поэтому там мало людей. Еще нравится дикая горная деревня Ля Грав во Франции. Там всего один подъемник с перепадом в два километра, трасс вообще нет — только фрирайд. Туда возим только сильных, подготовленных людей. На будущий сезон планируем «летнюю зиму» в Южной Америке.

Антон Яковина
Для журнала "bit.ua", декабрь 2016