Наши поездки, сезон 2017/2018

Новое на сайте

  • 1
  • 2
  • 3

Про ботинки

Лыжи, даже самые хорошие, всегда хочется менять, да почаще. Как автомобили. Что и делается. Кстати, это полезно для совершенствования техники – все познается в сравнении, и каждая лыжа дает тебе что-то свое. Правило не без исключений, и со мной могут поспорить те, кто до сих пор счастлив на Эланах RC04 выпуска эдак 1974-го, но тем не менее. Лыжи мы меняем.

А вот хорошие ботинки, если они давно и ладно сели по ноге, менять не хочется. Ни к чему, да и страшновато. Вдруг что-то нарушится, поменяется в привычной гармонии между тобой и лыжами? Это не автомобиль, это, скорей, как жену поменять. Трижды подумаешь. Ведь потом опять привыкать, притираться… Короче говоря, приобретая ботинки, следует помнить, что ты совершаешь инвестицию лет как минимум на пять (лично мне предыдущие служили десять). И поэтому тут уж точно следует не жаться, любить себя и покупать модели из верхней линейки. Брать дешевые варианты из серии «для начинающих» искренне не рекомендую, даже если вы новичок и стеснены в средствах. Тогда лучше купить б/у, но из дорогих. Подержанный «Мерседес» (разумеется, в хорошем состоянии!) всегда лучше, чем новый «Запорожец». Я не случайно привожу так много автомобильных ассоциаций. Человек на горных лыжах, в некотором смысле, и есть «автомобиль», где лыжи – это колеса, а ботинки – это двигатель, коробка передач, сцепление, газ, тормоз, руль и кресло водителя в одной упаковке. :) Ботинок делает нас одним целым с лыжей, дает возможность ощущать ее всю, от пятки до носка, как собственную стопу, и мгновенно передает ей все движения наших ног и корпуса. Естественно, чем быстрей, точней и агрессивней мы хотим ехать, тем плотней должен сидеть ботинок на ноге и тем он должен быть жестче. Внешний корпус нынешнего ботинка сделан из упругих пластмасс и по высоте заходит за середину голени.

ski boots

В былые времена люди ухитрялись кататься – и круто кататься – в кожаных, низеньких и мягоньких. Сейчас просто страшно представить себя в таких на приличном склоне…

Так называемый «флекс индекс», показатель гибкости - это главная характеристика современного горнолыжного ботинка. Он не гнется ни вбок, ни назад, а лишь вперед. По сути, это рычаг, через который мы нажимаем на лыжу, используя вес тела и силу ног, и заставляем ее слушаться. Мощность этого рычага и есть «флекс индекс». Он измеряется в условных единицах. (честно не знаю, что они означают, килограммы на кв/см ? Наверное, можно найти в нете, если надо). Ботинки для начинающих имеют индекс 40-60, «агрегаты» для гонщиков-трассовиков (категория «Race») – 120-130.

Если вы хотите уверенно чувствовать себя на лыжах, прогрессировать и делать более-менее серьезные вещи, вас не должны интересовать ботинки с мощностью меньше восьмидесяти.

Возникает законный вопрос: а зачем тогда вообще делают ботинки с маленьким флекс-индексом? Наверное, человеку непривычному в таких удобней? Ответ: да, удобней. Ходить, стоять, сидеть в кафе на склоне и пить коктейль через соломинку. А вот ездить в таких значительно хуже. Что проку в мягком кресле, если ваш автомобиль плохо слушается руля? Это главное противоречие, с которым издавна приходится сталкиваться производителям горнолыжной обуви: как сделать так, чтобы ботинок был максимально эффективным (а значит, жестким) и при этом легким, теплыми и в целом комфортным.

Прогресс не дремлет. За последние 10-15 лет в широкий обиход прочно вошли несколько нововведений, новых материалов и конструкторских решений, которые позволили основательно продвинуться в решении этой проблемы.

Прежде всего это термопласт – мягкий пластик, который становится совсем мягким и легко принимает нужную форму при температуре 50-60 градусов, а остывая до температуры человеческого тела, твердеет и надежно эту форму удерживает. Термопластом стали заполнять внутренний ботинок, который теперь можно точно отформовать под вашу неповторимую нижнюю конечность при помощи обыкновенного фена. Конструкция внешнего ботинка тоже заметно усовершенствовалась.

Силовые элементы – «пружину» ботинка в тыльной части голенища и в подошве делают из очень жестких пластмасс, как правило, из углепластика, а боковые стенки – из более мягких и эластичных. Работает лучше, а ноге комфортней. В общем и целом современный «правильный» ботинок можно опознать по следующим приметам: флекс-индекс от 80 до 110, полностью термоформируемый внутренний ботинок (full thermo fit).

Клипс четыре (иногда пять) и каждая вращается на оси по резьбе (micro fit) – это дает возможность точно «выстроить» внешний ботинок по форме ноги и мягко подогнать его в течение дня, поскольку в ходе катания термопласт во внутреннем ботинке всегда немного «растаптывается». Клипсы должны быть из металла – все остальное запросто разлетается, если вы, упав, хорошенько проедетесь на боку или просто заденете склон в крутом вираже.

Еще у хорошего ботинка, как правило, есть регулятор жесткости (hard-soft), он увеличивает или уменьшает наклон голенища вперед (для карвинга – побольше, для бугров и целины – поменьше), а так же кантинг, который управляет наклоном голенища влево-вправо. Это как развал-схождение колес у автомобиля – голенища должны быть слегка «развалены» наружу, чтобы лыжи лучше становились на внутренние канты. Кроме того, кантинг позволит настроить все как надо, если ноги, скажем так, кривоваты. ? Регулятора «ходьба-езда» на правильных ботинках нет. Этот девайс - из разряда «для чайников», дополнительное удобство ценой ослабления всей конструкции ботинка. Он дает возможность постоять-походить с прямыми ногами, что для продвинутых лыжников совершенно неважно – они привыкши быть на полусогнутых, а уж если ходят, то, как правило, вверх, чему наклон ботинка нисколько не мешает.

Ботинки высокого уровня делятся по категориям на гоночные, для карвинга, для парка и для фрирайда. Гоночные – самые твердокаменные, позволяют вести лыжи на кантах с точностью до миллиметра, но долго в них находиться все-таки затруднительно. Карвинговые – то же предназначение, но погуманней. Имеют высокий каблучок, в дополнение к карвинговой платформе на лыже – чтобы можно было глубже лечь внутрь дуги на вираже. Парковые – пониже и помягче, толще внутренний ботинок, амортизаторы в подошве – для любителей полетать. Точно вести лыжи на кантах – не их задача. Зато им положено смягчать удары при приземлениях, удачных и не очень. И, наконец, фрирайдовые – мощные, с повышенной комфортностью и утеплением. Предусматривают долгое пребывание клиента в экстремальных условиях, многочасовую ходьбу в глубоком снегу и прочие невзгоды. Несколько слов о том, как правильно выбирать и примерять ботинки.

Выбирать нужно в зависимости от того, что вы собираетесь на них делать. Если явных предпочтений нет, то самыми удобными и универсальными, несомненно, являются ботинки для фрирайда. Что касается фирм, то, как с теми же автомобилями, изделия любого производителя в каждом классе примерно равны по своим качествам. Разумеется, у каждой фирмы есть свой конек, свои находки, дизайн и, что самое существенное – своя оригинальная колодка. Выбирайте то, что вам больше по ноге и по сердцу.

Если говорить о каких-то принципиальных новшествах, то самый сенсационный ботинок за последнее время выпустила фирма Dalbello. Модель называется Kripton(или Cripton?проверить!) Ее разработал Гленн Плейк, известнейший прорайдер-экстремал старшего поколения, прославившийся не только сумасшедшей ездой, но и прической – полуметровым «ирокезом», который он победно пронес по самым невероятным склонам на планете. Этот яркий человек и ботинок сделал необычный. Он ощутимо легкий, в нем три клипсы вместо четырех, средняя расположена на сгибе между стопой и голенью, что обеспечивает четкую фиксацию пятки и повышает контроль над лыжей. Нога в Kriptonе сидит плотно, как клин, и при этом вам очень удобно.

Что касается примерочной, то, если дело происходит в хорошем магазине на Западе, вам предложат поставить ногу на специальный сканнер, посмотрят на трехмерное изображение в компьютере и предложат несколько моделей на выбор. Если вы находитесь в мене продвинутой торговой точке, действуйте следующим образом. Для начала настройтесь сами и дайте понять продавцу, что вы здесь – надолго. Наденьте горнолыжный носок (если у вас такого нет, купите на месте, бесценная вещь, стоит 20 уе, без швов, в складки не сбивается, влагу отводит – must have) и меряйте в нем. Возьмите приглянувшийся ботинок, вытащите стельку и поставьте на нее ногу. Размер в длину и ширина пятки должны совпадать точь в точь. В области фаланг пальцев стопа должна быть чуть шире, чем стелька.

Особое примечание – горнолыжная обувь для дам. В конце прошлого века галантные французы разглядели, что женская ножка существенно отличается от мужской. У женщин икроножная мышца расположена ниже, чем у мужчин, что и придает ей столь очаровательную плавность линий. Сначала французы, а потом и все остальные стали выпускать ботинки специально для женщин. Они немного ниже и у них шире голенище. Все остальное – в точности как у мужчин.

Теперь снова посмотрим на нашу ногу, стоящую на стельке. Если предварительные данные совпадают, можно вставить стельку обратно в ботинок и попросить продавца принести фен. Пусть нагреет ботинки – оба. Если вашу просьбу удовлетворят, влезайте в ботинки и застегните клипсы. Застегивать нужно снизу вверх, плотно, но без фанатизма. Должно быть достаточно усилия большого пальца. Плотней всего надо застегивать вторую и третью клипсы. Верхнюю – не слишком, чтобы не пережимать икроножную мышцу. Стрэпа наверху фиксирует язык ботинка. Смотрите, чтобы все улеглось аккуратно. Подвигайтесь. Попросите продавца дать вам лыжи, любые. Поставьте их на коврик, чтобы не поцарапать и вщелкнитесь в крепления. Покачайтесь в ботинках, достаньте пальцами носков лыж, сядьте на корточки, откиньтесь назад, встаньте. Проделать это легко, ботинок держит. Все эти телодвижения необходимы, чтобы поплотней утрамбовать ногу в ботинке. На склоне, во время разминки, делайте то же самое. После этого плавно подтяните клипсы с помощью микрорегулировки. Пока вы заняты этими упражнениями, ботинок остывает и садится по ноге. Как вы себя чувствуете? Когда вы качаетесь над лыжей взад-вперед, нога не должна ездить – это значит, что длина совпала. Если клипсы затянуты плотно, пятка не должна ощутимо приподниматься внутри ботинка. Если чуть-чуть – не беда. Пятка должна сидеть плотно, и при этом ботинок не должен давить на пяточную кость с боков. Если давит, больно – значит, вам нужна другая полнота. Всего их три – малая, средняя и большая (small, middle и wide fit). Будьте внимательны к своим ощущениям и никуда не торопитесь. Если продавец отказывается нагревать ботинки, в магазине нет фена – идите в другой магазин. Или влезайте в холодный ботинок и проделайте всю вышеописанную гимнастику в лыжах. Все то же самое – стопа не должна ездить, пальцы скрючиваться, пятка гулять (но и чтоб не давило с боков). В целом не отформованный ботинок будет казаться чуть тесноватым. Если длина и полнота совпали – не обращайте внимания. Вы нагреете ботинок дома с помощью бытового фена (будьте аккуратны, не перестарайтесь), или он все равно примет форму вашей ноги за пару дней катания. Разумеется, если это правильный ботинок.

Если вы все таки посматриваете в сторону «ботинок для начинающих» (они обычно втрое дешевле), что ж. Подобные изделия в полной мере отражают весь прагматизм западного мышления. Там к вещам относятся проще. Человек впервые приезжает в горы. Он должен подняться вверх на подъемнике, позагорать, покушать, сфотографироваться, взять инструктора и тихонько сползти вниз по «зеленой» трассе. Потом он решит, стоит ли ему заниматься горными лыжами. Если да, то он сдаст свои первые ботинки в утиль и купит настоящую вещь. Если нет, то он будет рад, что не потратил лишних денег. Каждый решает сам.

Антон Яковина

Новое на форуме