Наши поездки, сезон 2017/2018

Про лыжи

А не спеть ли мне песню... Писать в прозе о столь романтическом предмете, как лыжи, даже как-то неприлично. Вот они, стоят в уголке, мои птички. Ждут своего часа, чтобы унести меня отсюда в лучший мир, где все чище, ярче и веселей. Уж точно ярче и веселей, чем вид из окна моего офиса. Они излучают гармонию и красоту. Прикасаясь к ним, я ощущаю, как мне передается их сила и уверенность. Им чужда суета, они не знают страха и сомнений. Мне спокойней на душе, когда они рядом. Как воины давних времен, посвящавшие оды, хокку и сонеты своим мечам, мы одушевляем лыжи и любим их, как живые существа. Вот так. А теперь давайте рассмотрим их поподробней.

По своему устройству лыжи – это нечто среднее между луком, мечом и лодкой. Есть в них что-то и от музыкального инструмента. Когда-то, очень давно, скандинавские охотники открыли по ходу, что их деревянные доски с загнутыми носками – это не только утилитарное приспособление, чтобы гонять зверей по зимнему лесу. Если влезть на горку и помчаться вниз – это редкий кайф и пир духа.

Ancient

С этого момента просто лыжи превратились в лыжи горные и начали свой долгий путь эволюции, пока не стали тем, что они есть сейчас – сложной инженерной конструкцией. Ее сложность объясняется большим набором задач, которые ей приходится выполнять. «Резать», «плыть», гасить вибрацию, выдерживать давление центробежной силы, «выстреливать» лыжника при переходе из одного поворота в другой и т.д. Еще лет двадцать назад все горные лыжи, вне зависимости от предназначения, были практически одинаковы по своим очертаниям, примерно одной ширины и почти прямыми (теперь эту старую форму принято называть «классикой). Устоявшиеся пропорции казались идеальными.

Пока не появились сноуборды. В отличии от «классических» слаломных лыж они умели делать карвинг (от английского carve – «нарезать, вырезать резцом»). Даже не очень умелый бордер мог накренить доску внутрь поворота так глубоко, чтобы коснуться снега рукой, и без особых усилий вести свой снаряд по дуге, заданной боковым вырезом доски. Классические лыжи тоже имели боковой вырез (side cut) или, говоря по-русски, талию, но она не была столь ярко выраженной. Поэтому глубоко лечь в поворот и вести лыжи четкой резаной дугой могли только лыжники-эксперты, как правило, гонщики-слаломисты. Им для этого приходилось очень сильно нажимать на внешнюю лыжу, чтобы заставить ее прогнуться, и принимать позы, достойные «Камасутры». ? Конструкторы с лыжных фабрик посмотрели на доски – и тоже «приталили» лыжи. Так появились «карвы». Новшество оказалось настолько радикальным, что вызвало целую лавину свежих идей в области «лыжестроения». И теперь у новичка, стоящего перед лыжными стеллажами в хорошем магазине, разбегаются глаза от разнообразия форм и размеров.

Для того чтобы сориентироваться среди этого изобилия, разберемся, как работают лыжи. Возьмем-ка вон те, крайние слева. Короткие, по подбородок, жесткие, тяжеленькие, будто налитые свинцом. Талия осиная (6 – 6,5 см), носок и пятка твердые и такие широкие, что лыжа смотрится, как весло от байдарки. На ней самой или в ее «паспорте» написано «Race» и «SL», что означает «спортивная гоночная лыжа для специального слалома». У нас такие называют «спортцех», подразумевая, что сей продукт, сделан не на общем конвейере, а в отдельном цеху, где выпускают эксклюзив для профессионалов, малым тиражом и совсем по другой технологии. Цена – соответствующая.

stockli

Лыжнику-любителю средней руки, если он вздумает прокатиться на этой боевой тактической ракете ближнего радиуса действия, желательно надеть шлем, памперс, выбрать склон поположе и попросить друзей убрать народ с трассы. Она набирает скорость, как болид из Формулы-1. Стоит поставить ее на кант, как она тут же намертво вгрызается в склон и устремляется вниз по кратчайшей. Пытаться умерить ее пыл - бесполезно и небезопасно. Если вы заробеете, попробуете вывести ее из закантовки и притормозить, как привыкли, боковым скольжением, она тут же швырнет вас через плечо головой вниз – эта леди трусов презирает. Если же у вас хватит духу ехать так, как она вам предлагает: только на кантах, короткими дугами и по максимально крутой траектории – вас поразит, насколько быстро пролетают под вами ваши собственные ноги - перекантовка у этих лыж происходит моментально. Вам в жизни не удавалось так лечь на вираже, и вам никогда еще не было так комфортно на скорости.

carving

Так работает карвинговая лыжа. В своем крайнем, спортивном варианте - это «резак» в чистом виде. В сочетании с жестким спортивным ботинком, она в состоянии вести дугу с точностью лазера. На вираже, благодаря сильно суженной талии, она прогибается под весом лыжника и действием центробежной силы, врезается в склон всем кантом - и режет как натянутое лезвие сабли. Чем больше скорость, глубже наклон - тем крепче сцепление канта со склоном. Стоит чуть ослабить давление, оттолкнуться – и мощная пружина швыряет вас вперед и вбок так, что вы в мгновение ока перелетаете с середины одной окружности – на середину другой. Подобрать ноги, бросить корпус в противоположную сторону, вновь ощутить под ногами упругую сталь и увидеть, как горизонт смещается, как в кино про самолеты.… Yeah, baby. Вот уж езда, так езда. Таковая возможна лишь на гладко укатанном склоне. Будь он тверд, будь он крут – был бы гладок. На буграх вам вобьет ноги в плечи. Расколбас можно «рубить», разогнавшись, но тяжело, тяжело. Чуть вильнешь - лыжа ныряет. В целине наши рейсеры, как и положено мечам, сразу идут на дно. В целине нам «мечи» ни к чему. Для фрирайда нам нужны «лодки».

Возьмем крайние справа. Они выглядят возмутительно и ставят с ног на уши весь культ карвинга. У них талия шире, чем нос и корма (138 сантиметров!).

dps

Размеров два – 192 и 202. Они похожи на доску для серфа. Нет, на добрые старые водные лыжи. Эту форму предложил и пропагандирует американец Шейн МакКонки, один из самых великих, и едва ли не самый безбашенный экстрим-фрирайдер планеты. Он говорит: «Целина - это та же вода, приколитесь, ребята!»

McConkey

Вот еще один монстр - Pontoon от K2. В нем тоже нет и намека на карв. Он необычайно широк спереди и сужается к пятке. В нем отсутствует camber – то бишь привычный аркообразный прогиб лыжи. Наоборот она выгнута кверху, как доска от бочки. Как на ней ездить, спросите у Кирилла Анисимова: «Может все что угодно, только не ездить прямо. Когда на кантах – управляешь, как на блейдах».

pontoon

Другие, более массовые варианты, скажем, Set и т.д., при большой величине и ширине, все-таки имеют «талию». На них можно и карвануть, но радиус очень большой - не менее 20-22 м. Меньше нельзя, иначе в целине лыжа будет «зарезаться» на скорости. Если у «фрирайдера» пятка прямая - это для того чтобы «мочить». (Powder Racer, целинные гонщики. Очень массивные, пробивают торосы, как ледокол, справляются с коркой любой толщины, держат на льду – в больших горах вас ждет все, что угодно). Если загнуты оба конца («twin tip») - лыжа будет более верткой, что удобно в разных узких местах, плюс она же - снаряд для фристайла. Именно на таких исполняют свои чудеса среди скал парни, что пришли в большие горы из cноу-парков. Плюс - на них удобно всем, кто только начинает во фрирайде. Практичная вещь, респект Сету Моррисону. Конструкторы всех лыж этого типа, так или иначе, отталкиваются от его идей и experience.

seth

Но мы увлеклись. Если рассматривать всю линейку лыж целиком, ее условно можно разделить на две главные ветви. Одна - это лыжи, чтобы ездить на кантах, «резаки». Самый большой отряд – лыжи для любителей карвинга всех уровней. В своем наиболее продвинутом варианте – это спорт-карвы, те же рэйсеры, но без фанатизма. Носок и пятка чуть помягче, они менее точны, зато прощают ошибки. На них можно проехать по буграм, не свернув себе шею и даже справиться с небольшой целиной, если не слишком разгоняться. Хотите выглядеть орлом на «вельвете» - берите их. Другая «ветвь» - это лыжи, главное предназначение которых - скользить плоско и «плавать». Лыжи-«лапти», большие и широкие. Хотите покорять целину - must have. Как легко догадаться, лучше иметь две пары лыж разного назначения. Если вам лень таскать две пары в одном чехле, и вы хотите иметь что-то одно, но на все случаи в жизни, для вас - надежный и респектабельный «господин» в самом центре, All Mountain Cruiser. Талия – 7,5-8 см, носок 120-125, пятка 108-110. По обводам – тот же карвер, только побольше. Радиус поворота – метров 18. «Джип-паркетник». Такие лучше брать в свой рост, плюс-минус 5 см. На них можно очень пристойно карвировать, они амортизируют на буграх и неплохо идут в целине, если, конечно, она не по уши. Разумеется, и то и другое и третье «универсал» будет делать похуже, чем узкий специалист, но в целом это, как правило, очень неплохие лыжи. Данная категория становится все более популярной, над ней много работают на всех фирмах, и уровень «круизеров» растет год от года.

Несколько слов о твинтипах-фристайлерах. Лыжи нового поколения, мечта хулиганистых пацанов и пацанок в широких штанах. Разработаны, чтобы конкурировать с досками в сноу-парках. Прыгать, скользить по перилам, ездить задом-наперед. Такие лыжи обязаны хорошо балансировать в воздухе. Крепление ставится точно посредине. Пятка и носок мягкие, амортизаторы в грузовой площадке – все, чтобы плавно «ловить» на приземлениях. Силовой элемент – «пружина» лыжи – работает как подкидная доска. На самых урбанизированных моделях в скользящую поверхность под стопой вставляют дополнительные канты – чтоб меньше «убивалась» об бетон и железяки. «Burn to be whild, designed to fly». Кондиции лыж для фристайла тоже стараются довести до «all mountain», чтобы ездить не только в парке, но и по всей горе. Модели для женщин: напрасно думать, что они отличаются только дизайном (ой, с цветочками!). У них в целом помягче «характер», смещен центр тяжести (у дам он, как известно, находится пониже), у женских карверов чуть пошире талия. Нашим спортивным подругам стараются облегчить существование в горах. В конце концов, это фитнесс, а не гонка за медалями.

sq

Одна замечательная швейцарская фирма придумала очень удобную схему обозначений, чтобы люди лучше ориентировались в предназначении лыж. Квадрат разбит на четыре сектора, крест-накрест. Слева – piste, утрамбованные склоны, справа – powder, целина. Сверху – «speed», снизу – «comfort». Назначение лыжи показано в виде красных «шашечек», которые смещаются по квадрату. Где их больше, такова и лыжа. Если все «шашечки» в секторе «comfort» - это игрушка для начинающих. Мягкая, прощает все и очень послушна на маленькой скорости. Стоит разогнаться – начинает дребезжать. «Пружинка» у нее слабенькая, энергии нет, на льду не держит. Я не советую брать такие, если вы не планируете надолго засиживаться в «чайниках». Кроме всего, лыжи «для новичков» просто плохо сделаны. Они дешевы, потому что это дешевка. От именитой фирмы-производителя в них – только обводы да внешний дизайн. Внутри, как правило – одна пена. Их жизнь коротка, ломаются запросто. Лучше «забрасывать удочку подальше», брать лыжи, возможности которых значительно шире, чем ваши на момент покупки. Хорошая лыжа сама научит вас всему, что умеет. Лучше, когда она умеет побольше.

Как выбирать лыжи б/у. Выбор их очень велик. Во первых, потому, что у лыжников принято часто менять снаряжение (новые лыжи – новые навыки, новый кайф), во вторых – благодаря прокатам на западных курортах. Там они огромные и напрямую связаны с производителем. Ассортимент должен обновляться каждые пару сезонов. Даже если лыжи в отличном состоянии, их отдают перекупщикам за бесценок. В итоге у нас можно купить крутую вещь почти «с нуля» за недорого. Все лыжи с «фирмовых» прокатов приходят после обработки, с гладкой шлифованной «скользячкой» и наточенными кантами. Чтобы не обмануться, надо в первую очередь смотреть именно на канты. Если лыжа долго была в употреблении, ее много точили - канты будут сведены «на нет», в нитку. Лыжа пригодна, и ей еще долго можно пользоваться, если ширина кантов – не меньше 2 мм. Дырка на скользячке – не беда, это лечится. А вот если порван кант – лыже конец.

Хранение: в межсезонье лыжи принято парафинить, чтоб зря не ржавели, и отпускать пружины на креплениях. Внутрь креплений неплохо натолкать солидол. «Keep your arms oiled». Оружие любит нас, года мы о нем заботимся.

Что еще пожелать, Вам и Вашим лыжам? Того же, чего и всегда, накануне сезона. Удачи и снега, друзья!

Антон Яковина

stockli

Новое на сайте

  • 1
  • 2
  • 3